Արագացված դասընթացի դասավանդման մեթոդներ


Суггестопедический метод

Метод суггестопедии часто подвергался нападкам со стороны людей, недостаточно вникших в его суть и ошибочно принимающих его за разновидность гипноза. Возможно, толчком к подобной критике послужил необыкновенный скачок в успеваемости учащихся, занимавшихся по данной методике. При этом объем усвоенной информации увеличился во много раз благодаря расслабленной атмосфере, царящей на занятии. Одной из ключевых задач является создание и поддержание мотивации учащихся.

Метод был разработан в 60-е годы болгарским психологом Георгием Лозановым. Доктор Лозанов и по сегодняшний день является активным членом плеяды ученых: продолжает разрабатывать данное направление в науке, публикует статьи и ведет собственный сайт. 
Вот один из возможных сценариев занятия:

Учащиеся сидят в удобных откидывающихся креслах. Им зачитывается несложный текст на иностранном языке. Параллельно негромко играет спокойная классическая музыка, причем перед чтением текста учащимся делают установку слушать именно музыку, а не текст. Чтение текста может также сопровождаться переводом его на родной язык. Таким образом, новая информация (слова, речевые обороты) запоминается будто сама собой. 

После этого следует обсуждение услышанного в таком же неформальном русле. Подобный способ ведения занятий позволяет снять стресс и устранить боязнь говорения, столь часто встречающуюся на начальных этапах изучения языка. И все это в теплой атмосфере, исключающей возможность возникновения усталости. Именно расслабляющая атмосфера и "псевдопассивность" (термин Г.Лозанова) учащихся и объясняет овладение учащимися за достаточно короткий срок объемом информации, во много раз превышающим обычные темпы овладения языком. 

Таким образом, метод Лозанова является демонстрацией потенциальных возможностей человеческого мозга. Единственным недостатком является проблематичность его широкого использования в образовательных заведениях из-за специфики учебного процесса.


Изучаем иностранный язык. 

Метод Лозанова

Суггестопедический метод обучения представляет собой систему введения и закрепления речевого материала в различных ситуациях общения, ориентированную на создание естественной речевой среды, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психических резервов личности.
Возникновение метода.
Суггестопедический метод, получивший международное признание, возник в Болгарии в 60-е гг. XX в. и связан с именем его создателя — Г. Лозанова. Слово «суггестия» происходит от лат. suggestum, что означает «подставлять», «нашептывать», «внушать».
Суггестология — наука о внушении, суггестопедия — ее применение в педагогике. Информация извне может проникать во внутренний мир личности, утверждает Лозанов, по двум каналам — сознательному и неосознаваемому
Суггестопедическое направление в педагогике появилось в связи с попыткой болгарского врача-психотерапевта Георгия Лозанова использовать суггестию как средство активизации резервных психических возможностей личности в учебном процессе, в частности при обучении иностранным языкам. Метод суггестопедии получил широкое распространение в 60-70-е годы XX века, особенно в странах бывшего социалистического содружества.
Массовые эксперименты по обучению иностранному языку были начаты в 1964 году в Болгарии в Институте специализации и усовершенствования врачей в Софии . С 1965 года для исследований в этой области была создана научная группа в НИИ педагогики имени Тодора Самодумова в Софии, которая переросла в 1966 году в самостоятельный НИИ суггестологии. В СССР проблемой суггестопедии занимался Московский госпединститут иностранных языков имени Мориса Тореза совместно с МГПИ имени В.И.Ленина.
Исследования в этом направлении проводили ученые из ГДР в институте интенсивного обучения иностранным языкам в Берлине и в университете имени Карла Маркса в Лейпциге. В 1971 году в Варне состоялся Первый международный симпозиум по проблемам суггестологии . Это дало толчок для создания суггестологических центров в Канаде, США, Венгрии, Австрии.
Последователями Г. Лозанова в СССР, а затем в России стали Г.А. Китайгородская, А.А. Леонтьев, Н.В. Смирнова, И.Ю. Шехтер, Л.Ш. Гегечкори, В.В. Петрусинский и другие, а сам метод, получивший первоначально название лозановский, затем был переименован в экспресс-метод, а позже в интенсивный метод.
На начальном этапе для обучения иностранным языкам воспроизводилась методика Г. Лозанова, в дальнейшем на ее основе был разработан ряд отечественных методик. Идеи Лозанова были адаптированы и развиты отечественными педагогом Г.А. Китайгородской и психологом А.А. Леонтьевым, которые и стали ведущими специалистами по интенсивным методикам обучения иностранным языкам в Советском Союзе и затем в России.
Система Лозанова опирается на некоторые психологические закономерности. В частности, она позволяет обойти свойственный традиционному обучению психологический барьер, связанный с боязнью ошибиться. В атмосфере непринужденного общения и творчества этот барьер исчезает. Когда человек раскрепощен, он учится легко и быстро, как бы играючи. Живой интерес и свободное общение, присущие суггестопедии Лозанова, могут стать хорошим подспорьем в любой учебе. Но далеко не все тренеры даже знают об этой системе. И совсем немногим удается создать в своей работе атмосферу захватывающего действия, непринужденной игры.
Описание и эффективность метода

Эффективность суггестопедической системы обучения заключается в ее направленности на комплексное развитие личности обучаемого, на одновременное развитие интеллектуальных, эмоциональных и мотивационных ее сторон. Реализация установки на раскрытие резервов личности учащегося осуществляется за счет следующих факторов: творческая роль преподавателя и, как следствие его авторитет; высокий эмоциональный тонус аудитории и эмоциональная включенность в учебный процесс, высоко мотивированная учебная деятельность, направленная на содержание обучения, создаваемые преподавателем с помощью специальных педагогических способов и приемов.

В современных вариантах описываемого метода обучения, опирающихся на свойство нелинейности психической деятельности человека, также важная роль принадлежит формированию состояния радости и удовольствия от выполняемой учебной работы. Это создает впечатление ухода от внимания к собственно содержанию изучаемого материала. Однако, именно в отвлечении сознания и переносе умственной нагрузки на уровень неосознаваемой деятельности заключается один из "движущих" механизмов эффективности обучения.
Экспериментальные данные, показывают рост эффективности усвоения учебного материала в 29 раз за счет срабатывания описанного механизма. Положительные результаты работы курсов ускоренного обучения были получены не только самим Г. Лозановым, но и его последователями в других странах - Венгрии, Австрии, Канаде, США и СССР. (Особенно сильными были грузинская и московская научные школы).
По мнению педагогов и психологов эффективность суггестопедического метода заключается в следующем:
· усвоение очень большого количества информационных единиц;
· умение активно использовать информационный запас в профессиональном общении;
· умение гибко варьировать свое общение;
· умение переносить усвоенные информационные единицы в другие ситуации;
· создание чрезвычайно мошной мотивации обучения;
· снятие психологических барьеров (стеснения, страха, скованности).
Нередко суггестопедическое обучение понимают узко, в его частном проявлении - как ускоренный, месячный курс обучения иностранным языкам. Это не соответствует реальности, т.к. сам Г. Лозанов не ставил своей задачей разработку методики преподавания иностранных языков.
Применение идеи и метода Г. Лозанова как общепедагогической и психотерапевтической основы обучения позволяет интенсифицировать обучение любому предмету любого контингента обучаемых. Обучаемый сегодня должен рассматриваться как человек, которого мы учим самостоятельно мыслить и творчески применять полученные знания, свободно ориентироваться в потоке информации, вырабатывать активную жизненную позицию. Это и будет современная развитая личность.
В дальнейшем на основе системы обучения Г. Лозанова, используя (частично) ее принципы и приемы, научно развивая их и обосновывая, советскими специалистами было разработано новое психолого-дидактическое обоснование интенсивного обучения.



Суггестопедический метод Г. Лозанова.

 Принципы обучения

Важнейшими среди них стали идеи и средства суггестивного воздействия на учащихся [Лозанов 1971, 1973, 1982].
1. Авторитет (от лат. autoritas — власть, влияние). Тот, кто пользуется общим признанием, влиянием, а также источники та­кого влияния. Вопрос об авторитете исключительно важен и явля­ется основным для всех наук и областей знаний. Процесс увеличения восприимчивости к информации в связи с повышением авторитетно­сти источника не всегда осознается обучающимися, однако оказыва­ет огромное воздействие на процесс усвоения информации. Инфантилизация (от лат. — infantilis). Используется на заня­тиях в качестве суггестивного средства воздействия. Проявлением инфантилизации на уроке является установление полного доверия между учащимися и преподавателем, который создает доброжела­тельную атмосферу, помогающую повышению восприятия и за­поминания учебного материала, стимулирующего речевую актив­ность. Одним из наиболее значимых средств, способствующих инфантилизации, является ролевая игра как форма реализации учебной деятельности.
2.   ДвуплановостьВ это понятие включаются как паралингвистические элементы (мимика, жесты), так и ряд других неосозна­ваемых сигналов, имеющих большое значение для обучаемых. Положение о двуплановости является ведущим в теории интен­сивного обучения. Под вторым планом в поведении человека под­разумеваются те изменения в мимике, жестах, манере говорить, посредством которых он воздействует на окружающих.
3.   ИнтонацияПомимо того что интонация относится к компо­нентам, обеспечивающим принцип двуплановости, она имеет са­мостоятельное значение для создания суггестивной атмосферы.
4.   РитмИзвестно, что эффективность суггестивного воздейст­вия во многом зависит от ритмичного повторения формул внуше­ния. Ритм имеет большое психологическое значение при воздей­ствии на психику.
5.   Концертная псевдопассивностьОна используется на этапе предъявления нового материала и способствует возникновению эффекта гипермнезии, т.е. сверхзапоминания. Состояние активно­го восприятия, возникающее в процессе прослушивания музы­кальных фрагментов на занятиях с целью лучшего запоминания учебного материала.

Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: Учебное пособие. — М.: Филома­тис, 2008. — 188 с.

Источник: http://www.english-by-phone.ru/Суггестопедический_метод_Г__Лозанова__Принципы_обучения

Комментариев нет:

Отправить комментарий